В рамках деловой программы выставки «Металл-Экспо 2021», которая проходила с 11 по 13 ноября в Москве, состоялось заседания Координационного совета по промышленной политике в металлургическом комплексе при Минпромторге РФ. Одна из основных тем заседания - вклад металлургической промышленности в разработку и реализацию плана мероприятий Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2020 г.
Российским металлургическим компаниям, как экспортерам стальной продукции придется подстраиваться под новые правила, складывающиеся в западных странах, а именно заниматься декарбонизацией и сокращением выбросов углекислого газа. В России также заявлено о достижении углеродной нейтральности к 2060 г. В ближайшее время в правительстве будет разработана Стратегия низкоуглеродного развития российской экономики, составной частью которой должна стать политика металлургических компаний по снижению выбросов углекислого газа – сначала до 2030 г., а затем и на более отдаленный период - вплоть до 2060 г.
Правительство выступает за скорейшую подготовку сценариев декарбонизации российской металлургической отрасли, однако не стоит забывать, что снижение выбросов углекислого газа – сложная и комплексная проблема, требующая взвешенного решения. Чтобы разработать стратегию декарбонизации для всей отрасли, необходимо проанализировать лучшие мировые практики. Все мероприятия по снижению выбросов, увы, убыточны для металлургических предприятий, а значит, необходимо поставить вопрос о государственной поддержке, как это делается сегодня в западных странах.
Стоит также учитывать тот факт, что климатическая политика в металлургии базируется на технологиях, которые существуют, в лучшем случае, на опытном уровне. Еще не известно, может ли быть обеспечено снабжение металлургических предприятий надежной и дешевой возобновляемой энергией, удастся ли создать водородную инфраструктуру, можно ли вообще осуществлять в промышленных масштабах улавливание и захоронение природного газа. На эти вопросы нужно ответить в первую очередь.
Участники Координационного совета также рассмотрели проблему недостаточного развития железнодорожной инфраструктуры. Узкими местами оказались подходы к портам: проекты по их расширению не реализуются, а между тем РЖД взимает с грузоотправителей доплату к тарифам. В связи с этим предлагается ускорить железнодорожное строительство в районе подходов к портам, рекомендовать проведение стабильной индексации тарифов и ввести недискриминационный доступ к портам на Дальнем Востоке, где сейчас в привилегированном положении находится уголь.
Новой темой для российских металлургов стали широкомасштабные планы реконструкции коммунальной инфраструктуры. Сейчас готовится программа с бюджетом в 150 млрд., в рамках которой трубы ЖКХ планируется менять со скоростью, превышающей уровень их износа. К ее разработке предлагается привлечь Минпромторг.
На фото - уголь в порту Находки (Приморский край)
|